
Существует мнение, что на сегодняшний день самоидентичность, как таковая, начала возникать не только в России, но и во всем мире. В момент, когда глобализация достигла своего пика пришло осмысление, что все мы стали как одна сплошная тенденция. Одинаково едим одну и ту же еду, смотрим одни и те же фильмы, слушаем ту же музыку, одеваемся в одни и те же масс-маркет вещи, а к этому прибавляется некая изолированность от остального мира. В этот момент русский человек начал задавать вопрос, «а кто я в этой истории?»
В рамках нашей страны «русский код» -это то, с чем идентифицирует себя каждый коренной житель России. Это его душа, его дом, то, что отзывается в глубинах его бессознательного. Также эта история самоидентификации важна на государственном уровне, чтобы русский человек «вспомнил» свою причастность к стране, к земле, к корням, вызывая чувство патриотизма. Это дает больше энергии и сил, а в наше непростое время, это необходимо.
Радует, что сейчас, «русский код» это уже не только лишь клишированная история про балалайку, матрешку и черную икру и погружение в родную культуру становятся все глубже и глубже. И вот мы уже знаем, что существует некий поставец, который содержал в себе тарелки от большой до самой маленькой и как -будто это отсылка к уже знакомой всем русской матрешке, что дает нам больше информации от куда берут свои истоки те или иные вещи.
Никто не сможет создавать что-то новое, не углубившись в свою историю, не изучив мифы и сказки, творчество во всем его проявлении, то что нас объединяет вместе как единая цивилизация. Взять к примеру, иконопись и русский авангард. Казалось бы, это как-будто два разных полюса, но если углубиться, то можно узнать, что иконопись оказала значительное влияние на становление русского авангарда. Многие художники этого направления, включая Василия Кандинского, Казимира Малевича, Кузьму Петрова-Водкина и Павла Филонова, обращались к принципам иконописи в своём творчестве. Авангардисты стремились соединить традиции и современность, создавая новые художественные языки, которые продолжали диалог со своим историческим наследием. Искусство русской иконописи и русского авангарда оказало большое влияние на развитие европейской и мировой художественной культуры.
Чем больше и глубже ты знаешь свою историю, тем больше шанс сделать что-то уникальное и в тоже время всем знакомое. Вдохновиться этим, впитать в себя, пропустить сквозь себя и проявить. Возможно, таким образом можно прийти к новому стилю, который станет мировым.
Что же касается русского стиля — это не просто дань уважения истории, но и способ показать красоту и самобытность русской культуры и ее традиций. Дизайнеры, которые используют русский код в своих коллекциях, не только создают модную одежду, но и рассказывают миру о России. Они переосмысляют прошлое и в настоящем создают новые формы и смыслы.
Под впечатлением от русской эстетики Yves Saint Laurent в 1974 году в своей коллекции, посвящённой русскому балету и опере, открыто заимствует русский стиль. После коллекции Saint Laurent русскую эстетику «подхватил» Ralph Louren, а через год и John Galliano выпускает коллекцию, вдохновившись героинями из русской литературы — Анной Карениной и Соней Мармеладовой. В последствии и Karl Lagerfeld для Chanel делает коллекцию «Париж-Москва». По воспоминаниям Зайцева, у него тоже была коллекция 1976 года, посвященная тому самому знаменитому русскому коду, выполненная полностью из родного ивановского ситца.
Современные дизайнеры все чаще обращаются к русским традициям, черпая вдохновение из этнических мотивов, материалов и форм. Ульяна Сергиенко, Алена Ахмадуллина, Гоша Рубчинский — это лишь несколько из множества дизайнеров, которые внедряют «русский код» в свою работу, переосмысляя традиционные элементы в контексте современности. Например, Алёна очень любит цветочные узоры на павлопосадских платках, и вдохновляется русскими сказками при создании своих коллекций. А Ульяна Сергиенко создаёт роскошные платья, вдохновлённые образами русских цариц и дворянок. Уже несколько сезонов бренд Ulyana Sergeenko представляет Россию на Неделе Высокой моды в Париже. При этом дизайнер не просто гордо носит звание «россиянки в Париже», а показывает миру скрытые сокровища русской культуры.
Среди «русского кода» нашлись и свои панки. Гоша Рубчинский популяризировал кириллицу и streetwear -эстетику с русскими мотивами. Широкую известность Рубчинский приобрёл впервые в 2016–2017 годах у молодёжи за счёт рэп культуры.
«Русский код» в стиле — это уникальное явление, способное обращать внимание на глубину человеческих чувств, традиций и культурных истоков. Его влияние на мир проявляется во многих формах искусства и сохранит свою значимость и в будущем. Русская культура, несмотря на вызовы времени, продолжает вдохновлять и открывать новые горизонты в понимании человечества и его места в мире. Творчество, основанное на «русском коде», будет продолжать вызывать интерес и восхищение, объединяя народы и культуры в стремлении к гармонии и пониманию.
Показ Yves Saint Laurent в 1974 году своей коллекции, посвящённой русскому балету и опере.



В 2009 году Chanel продемонстрировали в Малом театре коллекцию «Париж-Москва».



Традиционные русские мотивы от Valentino показ осень-зима 2013/2014



Бренд Ulyana Sergeenko



Бренд Алёна Ахмадуллина



Бренд Гоша Рубчинский



Российский бренд Sela использует в своих изделиях «русский код»




Статьи
